Хоккей во дворе — нужен ли он?

Весной 2020 года 100 детский хоккейных тренеров-общественников получили возможность бесплатного получения необходимых профильных знаний благодаря старту второго потока Системы дистанционного обучения (СДО) детских хоккейных тренеров «Профессиональная и личностная компетентность детского хоккейного тренера» программы «Добрый лёд» Фонда Тимченко. На протяжении нескольких месяцев слушатели посредством специального онлайн-сервиса изучали менеджмент в игровых видах спорта, спортивную психологию, английский язык, анатомию, физическое развитие спортсменов, основы общей физической подготовки, тактика игры в хоккей и др.

В начале февраля 12 отличников Системы дистанционного обучения приехали в Санкт-Петербург на очную сессию для подведения итогов обучения и защиты собственных проектов. Итоговым штрихом сессии стало активное обсуждение актуальных вопросов и проблем в сфере дворового хоккея в формате круглого стола. Его участниками стали:


Тренеры-общественники
Маков Александр, Нижегородская область, с. Елизарьево
Трофимов Александр, Мурманская область, г. Оленегорск
Анастасин Александр, Удмуртская республика, с. Ува
Худякова Анна, Ленинградская область, г. Гатчина
Янков Андрей, Ленинградская область, г. Выборг
Морозов Сергей, Ленинградская область, г. Выборг
Смоляк Максим, Ленинградская область, г. Выборг
Соловьева Оксана, Ленинградская область, пос. Кобралово
Лиханов Иван, Пермский край, с. Ашап
Онопин Аркадий, Пермский край, г. Соликамск

Модераторы: 
Родыгина Юлия Кимовна, д.м.н., профессор кафедры медицинской реабилитации и адаптивной физической культуры, кафедры физических методов лечения и спортивной медицины Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. акад. И. П. Павлова
Немирова Наталья Викторовна — кандидат социологических наук, доцент, заведующая социологической лабораторией РГПУ им. А.И. Герцена
Пайгунова Юлия Викторовна, к.пс.н., доцент кафедры социально-экономических дисциплин сервиса и туризма Поволжской государственной академии физкультуры, спорта и туризма
Хомко Елена Владимировна, к.э.н., генеральный директор СНА «Академия спортивных исследований» — оператора программы «Добрый лёд»

В рамках круглого стола присутствующие тренеры-общественники делились впечатлениями об обучении в рамках СДО и применении полученных знаний на практике. Единогласным утверждением стал тот факт, что, изучив предложенные дисциплины, тренер легче и глубже понимает детей, с которыми работает. Одним из важнейших аспектов тренировочном процессе является психология команды — взаимоотношения между тренером, детьми и их родителями. От данной составляющей зависит вся жизнь коллектива, успехи и эффективность тренировок.

Тренер должен быть примером для своих воспитанников и вызывать доверие родителей юных хоккеистов. Философия хоккея, иго идеи и традиции переходят во время тренировок и личного общения к детям от их тренера. От того, насколько специалист владеет тем или иным вопросом, зависит дальнейший навык хоккеиста. Тренер — это учитель, мотиватор и якорь всей хоккейной семьи.
На пути тренеров-общественников всегда встают серьезные преграды в виде отсутствия финансов, социального неравенства, тяжелых жизненных условий их воспитанников. Энтузиазм этих людей, самоотдача, доброта и желание улучшить мир вокруг себя помогают преодолеть все трудности и добиваться результатов.

Главной задачей дворового хоккея участники круглого стола назвали привлечение детей в спорт. И в данном случае мы не говорим первостепенно о профессиональном уклоне и медалях высочайшей пробы — спорт как явление дает ребенку здоровье и социализацию. Общение в коллективе, дисциплина, помощь в обустройстве хоккейной коробки, здоровый образ жизни и братство команды воспитывают в детях первостепенные качества для жизни в обществе и закаляют характер. Хоккей — это сплачивающий вид спорта, ему присущи честность, мужественность, способность дружить и всесторонне развиваться.
Что касается спорта высших достижений, то дворовый хоккей становится для многих ребят первостепенным трамплином к большим высотам. На уличных коробках вырастают талантливые спортсмены, способные идти дальше, добиваться титулов и защищать честь своего поселения, края, всей страны. Хоккей — это национальный вид спорта в России, на протяжении уже нескольких десятилетий все мы гордимся успехами нашей сборной на международной арене, ведущих российских игроков знают во всем мире. Поколения хоккеистов сменяют друг друга, а уровень отечественного хоккея остается неизменно высоким. Кто знает, может быть в вашем дворе неустанно гоняет шайбу будущий Овечкин?


Одним из важнейших и сложных вопросов в сфере дворового хоккея является инфраструктура. Возведение хоккейных коробок, их дальнейшее поддержание, подготовка льда, наличие теплых раздевалок — все это требует серьезных вложений финансов, времени и колоссального труда. Но если направление уличных объектов сравнивать с крытыми катками, то оно является наиболее доступным во всех озвученных смыслах. Для множества небольших поселений именно уличные коробки становятся наиболее приемлемым вариантом.

Наличие в населенном пункте хоккейной коробки способствует не только развитию спорта, но и всего поселения. Активные тренеры-энтузиасты, проводя соревнования и фестивали, создают настоящую точку притяжения, объединяя всех вокруг, от мала до велика. Общие спортивные мероприятия становятся настоящим праздником для округи, вовлекая в процесс организации и участия множество жителей. Улучшения начинают здесь и сейчас, и начинаются с себя. Добрые дела и их успешная реализация мотивируют людей, создавая вокруг полноценную среду. Путем совместной деятельности на одной территории энтузиастов из различных сфер — спорта, культуры, науки и других отраслей, создается солидарное сообщество, идеей которого становится дальнейшее развитие социальной сферы.


По мнению участников круглого стола дворовый хоккей заслуживает наибольшего внимания и всесторонней поддержки, ведь дети должны иметь возможность развиваться, проявлять себя и быть здоровыми. Учитывая все возможные проблемы в регионах, программа развития детского дворового хоккея «Добрый лёд» — это важнейший инструмент поддержания жизни этого направления. 
Тренеры-общественники, участвующие в круглом столе, выразили общее мнение, что такие события, как очная сессия и организованный круглый стол стимулируют их на дальнейшую работу, а личное общение с коллегами из других регионов и преподавателями Системы дистанционного обучения, дают бесценную информацию для ее совершенствования.